Attestation of educational activity
Государственная аттестация образовательной деятельности
Государственная аттестация организации образования проводится на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Республики Казахстан «Об образовании» (№389-1 от 7 июня 1999г),
- Постановления Правительства Республики Казахстан « Об утверждении положения о государственной аттестации организаций образования» от 3 сентября 1999 года №1305 с учетом внесенных изменений постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2006 года № 216,
- “Инструкции о проведении государственной аттестации организации образования”, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан №415 от 28 июля 2006 года.
Аттестация организаций образования (ОО) - основная форма государственного общественного контроля за соблюдением законодательства РК в области образования.
Целью и содержанием аттестации организаций образования является выявление на соответствие предоставляемых образовательных услуг требованиям государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования. Основные принципы аттестации организаций образования: объективность, обязательность, коллегиальность, периодичность, гласность, открытость, компетентность, учет видовой специфики, соблюдение норм педагогической этики.
Государственная аттестация проводится в дошкольных и внешкольных организациях и организациях образования, реализующих основные и дополнительные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Первая аттестация проводится во вновь созданных:
1) организациях образования, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования - через четыре года;
2) организациях образования, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования - не позже года первого выпуска специалистов соответствующего уровня;
3) дошкольных и внешкольных организациях - через три года.
Последующие аттестации организации образования проводятся с периодичностью не более одного раза в пять лет.
Графики проведения аттестации доводятся до организаций образования не позднее, чем за три месяца до проведения аттестации.
Срок проведения аттестации организации образования - не более 10 дней.
Комитет и местные исполнительные органы вправе продлить указанный срок на основании мотивированных заявлений аттестационных комиссий, но не более чем на три дня.
При аттестации организации образования определяются:
- Выполнение организацией образования государственных общеобязательных стандартов соответствующего уровня образования;
- Соблюдение квалификационных требований, предъявляемых к деятельности организации образования в соответствии с его статусом (типом и видом) и ступенями (начальной, основной и старшей);
- Выполнение организацией образования в своей деятельности требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в области образования.
Объект исследования: образовательная система организации, тип и вид которой заявлены в лицензии.
Предмет процедуры государственной аттестации:
- Оценка эффективности и результативности деятельности организаций образования;
- Установление ее государственного статуса;
- Предоставление на определенный срок прав и полномочий в соответствии с законодательством.
Основные методы и прием сбора информации для проведения аттестации ОО:
- Экспертиза материалов самоанализа;
- Изучение информационного Банка данных ОО по вопросам организационного, образовательного и воспитательного процессов;
- Визуальный осмотр МТБ и объектов социального обеспечения;
- Анализ показателей учебного процесса, организации образовательного процесса (в ПШ, колледжах - в разрезе специальностей и профессий, по которым ведется подготовка);
- Выборочное анкетирование обучающихся, преподавателей, родителей школьников;
- Наблюдение объектов (уроки, деловые совещания, мероприятия);
- Беседы с обучающимися, преподавателями и сотрудниками;
- Тестирование, проведение контрольного тестирования обучающихся;
- Интервьюирование.
Объекты изучения при проведении аттестации:
- Учебно-воспитательный процесс;
- Технология образовательного процесса;
- Качество и компетентность педагогического коллектива;
- Состояние МТБ;
- Направления работ (административно-организационная работа, методическая, учебно-методическая, деятельность по управлению качеством образования, подготовка и переподготовка кадров и др.);
- Система внутреннего контроля за качеством подготовки обучающихся (текущий, промежуточный, итоговый);
- Уровень качества предоставляемых образовательных услуг. |