Блог акима


11 октября 2011

ID вопроса: 2596 (ip-адрес отправителя:84.240.246.253)

ФИО: Ержанов Тайжан Анаевич

Вопрос:

Уважаемый Серик Ныгметович! Разрешите предложить Вашему вниманию вариант решения языкового вопроса на основе законов психологии, а не политики. Практикуемый до сих пор подход не ведет к решению вопроса, так как задевает глубинную основу человека, а неумелое вмешательство в эту область провоцирует скрытое сопротивление, что и происходит в реальности. Если предлагаемый мной подход окажется Вам интересен - готов обсудить этот вопрос в любом удобном для Вас формате. Вопрос о внедрении языка – это вопрос применения практической психологии. Давайте посмотрим: чего ждут от людей в вопросе языка? Чтобы каждый отдельно взятый человек, не знающий, пока, казахского языка, все-таки стал его знать и использовать. Проблема не в сложности языка, или в отсутствии/наличии эффективной методологии, доступности/недоступности обучения, или способности/неспособности учиться. Для изучения языка эти требования не критичны, главное – добровольность изучения. Обратимся к примерам. Кому хоть раз в жизни не делали замечания за какие-то личные качества? За неуверенность в себе или некстати потеющие ладошки, за неумение плавать или прыщики, за лишний вес или веснушки? Кто не помнит смутный протест против этой критики, хотя ничего враждебного в словах не было? Кого радовало замечание? Кто тут же мчался исправлять положение? Само собой разумеется, что в Казахстане все должны знать казахский язык, это справедливо, законно и естественно. Почему же необходимость знать язык вызывает смутное несогласие? Разве может быть лишним знание языка? Конечно, нет. Уму понятно, не поспоришь, а изучать никто не торопится. Здесь мы выходим за границы здравого смысла, законных требований и законопослушного исполнения, мы – на территории психологии, где логика не работает. Дело в том, что во всех приведенных примерах затрагивается глубинная сущность человека – его убеждения о себе (идентичность). Каждый человек считает себя законченным, сложившимся и самодостаточным «произведением». Каждый хочет, чтобы его воспринимали таким, какой он есть, помните: «Полюбите нас черненькими – беленькими нас всякий полюбит»? Желание, часто обоснованное, «подправить», «дополнить» или «изменить» идентичность однозначно расценивается как агрессия и вызывает саботаж. Логика тут «отдыхает», личность будет защищать свою неприкосновенность, даже вопреки здравому смыслу. Что чувствует человек, которому сказали: ты не мужчина? Обиду и протест. Почему? Ведь с виду он мужчина, и в паспорте написано, в чем проблема? В том, что кто-то усомнился в его мужских качествах. Логики нет, одни эмоции, причем – негативные. Вслушайтесь: «Дорогая(ой), я купил(а) тебе абонемент в спортзал. Завтра, в 10 утра, ты должен(на) быть на первом занятии. Наконец-то, ты станешь стройной(ым) как кипарис!» Чувствуете заботу? Она очевидна. Чувствуете желание ходить в спортзал? Нет. Пусть это забота, пусть это участие и любовь… но в спортзал – не пойду. А ссора гарантирована. Что чувствует человек, от которого требуют знания казахского языка? Обиду и протест. Почему? Ведь два языка знать выгоднее, чем один, в чем проблема? В кажущейся ущербности, на которую ему указывают. Ущербность – кажущаяся, а негативные ощущения – абсолютно реальные. Опять – эмоции. Стоит признать убеждения человека, как идентичность превращается в мощнейшего союзника, ведь следование своей идентичности свойственно человеку от природы. Он просто делает то, что нужно. Например, идентичность «патриот» поведет в бой, а идентичность «мама» заставит женщину не один раз вставать ночью к ребенку, хотя до материнства её невозможно было добудиться до обеда. Вслушайтесь: «Мне нравится пот на твоих ладонях, это говорит о твоем волнении, и мне приятно, что я тебя волную, но если он мешает тебе – я пойму». Или: «Полные люди сразу вызывают доверие, очень завидное качество, и если организму не тяжело – пусть себе будет». Сейчас человека признали, критика подана в удобоваримом виде и у человека возникают ресурсы и мотивация избавиться от недостатка. В сказке об Аленьком Цветочке, принятая идентичность чудища превратила его в прекрасного принца. Гёте сказал: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Наверное, каждый в душе мечтает знать несколько языков, это ведь очень круто – быть своим среди людей другой национальности, а условие простое – нестандартно подойти к решению этого вопроса. У государства понятная и благая цель: впервые в мире создать общество, где каждый будет носителем двух групп языков – тюркского и славянского. Ощущение своей значимости, ценности, незаменимости и нужности заставит человека сделать требуемое. Но здесь есть одно «но»: эти чувства может и должен дать тот, кто больше всего заинтересован в достижении цели – государство. Если оно затронет добрым словом сердце каждого жителя, персонально, тогда чувства многих людей, объединившись, породят моду на язык, а мода всегда и всему обеспечит массовость. Используемый до сих пор подход исчерпал себя, пришло время новаций, о которых говорил Президент. И в этих новациях не найдется места ни политике, ни политикам. С уважением, Тайжан Ержанов


Ответ:

Мы поддерживаем Вашу точку зрения. Действительно, для овладения языком и изучения любого языка необходимо желание самого человека. В нашем обществе никто принудительно не навязывает изучение государственного языка. Это добровольное желание и решение каждого гражданина. Изучение казахского языка является проблемным для тех, кто не желает им владеть. А нежелающих изучить казахский  язык, владеть государственным  языком  страны, гражданином которой является, к сегодняшнему дню становится все меньше.

Наша основная задача – создание необходимых условий для изучения государственного языка. Для этого в области осуществляется определенная работа. С 2006 года организованы бесплатные обучающие курсы казахского языка,  проводятся различные мероприятия, безвозмездно раздаются учебные пособия, словари, разговорники, создающие необходимые условия для изучения языка. В первое время слушатели приходили на эти курсы с мнением «я не смогу». И было желающих всего 1-2 заинтересованных человека. В настоящее время наблюдается другая картина, растет число желающих разного возраста и разной категории записаться на курсы обучения казахскому языку. 

Для того, чтобы казахский язык был модным, необходимо  расширение сферы употребления языка, что в немалой степени зависит от отношений и требований руководителей организаций и предприятий. В этом направлений работа ведется.

С уважением, Аким Карагандинской области С. Ахметов

 

 

27 Прочтений
Как Вы оцениваете работу акима области С. Ахметова?
Архив опросов
29 ноября 2011
Караганда Другие города
-12 °C
без осадков,ясно
Ю, 6 м/с
29 ноября 2011
Доллар США   147.48
Евро   197.05
Российский рубль   4.71
 
Послание Президента РК
 
Предыдущие послания
Президента РК
           
 
           
 
           
 
         
Архив online конференций и баннеров
© 2005-2011 Информационный портал Акимата Карагандинской области
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Разработка и поддержка: Интернет-компания Creatida

Карта сайта