Размер шрифта:




Цвет сайта:

белый фон, чёрный текст чёрный фон, белый текст
Размер шрифта:

Проект Стратегии развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Таможенного союза на 2011-2015 годы



ПРОЕКТ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ САНИТАРНЫХ, ВЕТЕРИНАРНЫХ И ФИТОСАНИТАРНЫХ МЕР ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
НА  2011-2015 ГОДЫ

I.    ВВЕДЕНИЕ

II.    АНАЛИЗ СОВРМЕННОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Международный опыт
2.2 Текущее состояние Таможенного союза
2.3 Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз

III.    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ

IV.    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ

V.    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ

VI.    СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО ВСТУПЛЕНИЮ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

VII.    ФИНАНСОВОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

VIII.    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.    Введение
Стратегия развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер таможенного союза на  2011-2015 годы (далее – Стратегия) разработана во исполнение решения Комиссии Таможенного союза № 406 от 20 сентября 2010 года, а также в соответствии с ключевыми направлениями Соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер и Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.
Создание единого обширного рынка (около 180 млн. потребителей) предполагает, что страны-члены Таможенного союза (далее – Стороны) согласны отменить всякого рода барьеры, унифицировать правила, сблизить законодательства и налоговые структуры, укрепить валютное сотрудничество, а также принять необходимые сопутствующие меры, направленные на расширение сотрудничества.
При сокращении тарифов нетарифные барьеры в торговле становятся определяющими проблемами доступа продукции на рынки сбыта. Среди таких проблем различия в регулирующих требованиях отдельных стран оказывают наибольшее воздействие на результаты торговли. В отдельных случаях регулирующие требования могут фактически воспрепятствовать положительным результатам, достигнутым в процессе либерализации торговли.
Стратегия направлена на обозначение плана действий Сторон по созданию условий для обращения продукции на территории Единого Экономического Пространства и в дальнейшем вступления во Всемирную торговую организацию и является логическим продолжением проводимой политики Сторон по устойчивому и сбалансированному росту экономик через повышение конкурентоспособности своей продукции.
Системные меры стратегического развития системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Таможенного союза будут концентрироваться на формировании благоприятной макросреды и инвестиционного климата, мерах по повышению производительности и конкурентоспособности экономики Сторон, а также иметь внутреннюю согласованность с ресурсными, инфраструктурными, институциональными и технологическими ограничениями.
Системный характер встроенных в Стратегию механизмов, стимулирующих модернизацию экономики Сторон в рамках Таможенного союза, обеспечит:
создание благоприятных макроэкономических условий;
улучшение бизнес-климата и стимулирование притока инвестиций;
массовую технологическую модернизацию и развитие национальной инновационной системы;
повышение качества человеческого капитала.
Направления Стратегии охватывают период 2011-2015 годов, имеют среднесрочный характер.

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ
 
2.1 Международный опыт

Формирование Европейского союза с самого начала предполагалось начать с создания единого свободного внутреннего рынка, где бы товары, лица, услуги и капиталы перемещались совершенно свободно, нормальное функционирование такого рынка обеспечивалось бы гарантиями от нарушения конкуренции, сближением законодательств и, наконец, унификацией косвенного налогообложения.
В течение первых лет предпринимались меры по введению таможенного тарифа, который был введен с 18-месячным опережением "Рабочей программы на 1985 год", которая была представлена Европейскому парламенту 6 марта, рассчитанной Договором на 12 лет.
Договором четко предусматривалось отменить между государствами - членами таможенные барьеры, а также количественные ограничения и все меры эквивалентного характера. При этом каждое государство стало принимать меры для защиты своих интересов и не только против третьих стран, но также против своих партнеров по Сообществу. Защищая свои национальные рынки и промышленность, государства-члены прибегали для оказания помощи неконкурентоспособным предприятиям к государственным средствам. Что касается положений Договора о ЕЭС, предусматривающих, что ограничения на свободное предоставление услуг должны постепенно отменяться в течение переходного периода то, за редким исключением, они не были реализованы в тот срок.
Для этого главы государств и правительств без оговорок подписались под обязательством о создании единого внутреннего рынка. При этом завершение создания внутреннего рынка рассматривается в трех аспектах:
- объединение 10, а затем 12 национальных рынков стран Сообщества и превращение их в обширный единый рынок с 320 млн. потребителей;
- создание условий для расширения и динамичного развития единого рынка;
- обеспечение достаточной гибкости рынка для оптимального использования, как людских, так и материальных и финансовых ресурсов.
Меры, которые предстояло реализовать, были сгруппированы в три раздела:
- первая часть: устранение физических границ;
- вторая часть: устранение технических границ;
- третья часть: устранение налоговых границ.
Это должно было способствовать развитию торговли, в частности, устранению формальностей и задержек на границах. Именно устранение технических барьеров придаст обширному рынку Сообщества необходимые экономические и промышленные параметры, повысит конкурентоспособность предприятий. Типичным примером технических барьеров являются действующие в странах-членах различия в стандартах на товары, связанные с требованиями охраны здоровья, безопасности, защиты окружающей среда или интересов потребителей.
Основным элементом деятельности Сообщества в этой области являлся отказ от понятия унификации в пользу понятия взаимное признание. Однако, унификация законодательств стран-членов, предусмотренная в Договоре об учреждении ЕЭС, сохранило свое значение.
 Например, для того, чтобы создание внутреннего рынка стало движущей силой политики по обновлению структуры промышленности, необходимо сопровождать отмену внутренних барьеров действиями, которые укрепили бы технологическую и научно-исследовательскую базу промышленности Сообщества. Эти действия позволили бы предприятиям извлечь выгоду из масштабов рынка.
Однако, любое действие, направленное на обеспечение свободного передвижения факторов производства, должно обязательно сопровождаться укреплением контроля со стороны Комиссии за соблюдением правил конкуренции предприятиями и государствами-членами. В частности, согласованная политика в области конкуренции должна была обеспечивать такое положение, при котором осуществляемая в протекционистских целях государственная помощь и ограничительная практика предприятий не приводили бы к разделу внутреннего рынка. Более того, единая торговая политика Сообщества должна была быть укреплена таким образом, чтобы торговые партнеры не воспользовались преимуществами расширившегося рынка без соответствующих уступок с их стороны.
Комиссия осознавала, что существует риск того, что из-за возрастающих возможностей перемещения лиц, товаров и финансовых услуг в экономически более выгодные зоны, существующий в то время разрыв в уровне экономического развития между регионами углубится и в опасности окажется проведение совместной линии.
Деятельность Сообщества была, прежде всего, направлена на облегчение формальностей на границах и движения товаров. Для обеспечения прогресса в этой области Комиссия должна была добиться от государств-членов обязательства не вводить новых или более строгих формальностей и контроля в отношении товаров, что позволило было избежать двойного контроля с обеих сторон границы. Например, государство-член, выступая, как экспортер, может получить подтверждение состоявшейся операции по экспорту товаров или информацию статистического характера относительно экспорта от таможенной службы, расположенной при въезде в страну-член, являющуюся импортером.
Однако, для этого необходимо принятие мер, позволяющих отменить барьеры, вытекающие из различий в контроле за товарами, поскольку барьеры, создаваемые различиями в национальных правилах и нормах, регулирующих обращение товаров, оказывают не только двойное воздействие и обусловливают дополнительные издержки, но и вызывают различия в системах производства, увеличивают стоимость единицы изделия и стоимость хранения, затрудняют сотрудничество между предприятиями, мешают созданию общего рынка промышленных товаров.
В вопросах санитарной защиты, границы используются для осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля. Эти виды контроля связаны с различиями в санитарных нормах различных стран, что оправдывает вмешательство национальных властей, проверявших соответствие импортируемых продуктов законодательным нормам страны-импортера. Сообщество начало проводить программу по унификации основных требований по охране здоровья, однако, даже там, где была осуществлена унификация, контроль на границах не был отменен, поскольку государства-члены все еще стремились осуществлять свой собственный контроль.
Некоторые меры были приняты с целью перенести внутрь страны контроль за правильностью ветеринарных и фитосанитарных сертификатов. Однако, для того чтобы эта практика стала повсеместной, необходимо, чтобы государства-члены согласились рассматривать товары, предназначенные для экспорта, как должным образом проконтролированные в стране-экспортере.
В дальнейшем для достижения цели - устранения к 1992 году контроля на внутренних границах, весь ветеринарный контроль (в отношении живых животных и продукции животноводства), а также фитосанитарный контроль должны были осуществляться в пункте отправки.
Проверка ветеринарных и фитосанитарных сертификатов должна была проводиться в пункте назначения (так же как контроль качества самих продуктов в тех случаях, когда имеются причины предположить наличие обмана или небрежности).
Для облегчения этого процесса необходимо было принять единые нормы, применяемые во взаимной торговле государств-членов, а также к импорту из третьих стран животных и продукции животноводства. Продукция животноводства, соответствующая этим нормам, получает марку Сообщества. Более того, контрольные власти страны происхождения товара должны были передать товары, подлежащие потреблению в одной из стран Сообщества, для тщательного контроля в соответствии с унифицированными процедурами. Взаимное доверие будет укреплено назначением инспекторов стран-членов Сообщества, которые будут следить за надлежащим осуществлением контроля. Кроме того, следует укрепить в рамках Сообщества сотрудничество между государствами-членами в борьбе с мошенничеством и определить меры ответственности на случай причиненного мошенничеством или небрежностью ущерба.
Сохранение некоторых ограничений импорта и карантинных мер продолжает оправдываться необходимостью осуществления фитосанитарной и ветеринарной защиты по единым правилам. Для более полной унификации этих ограничений следует укрепить совместную политику по борьбе с заболеваниями.
Для достижения этой цели к 1992 году должны были быть предприняты значительные усилия, как на уровне Сообщества, так и со стороны государств-членов с целью сближения политики и положения в ветеринарной и фитосанитарной областях и выравнивания по мере возможности национальных норм с ориентацией на нормы Сообщества.
По мере того, как эта цель будет достигнута, роль ветеринарных и фитосанитарных сертификатов значительно сократится. Некоторые ограничения будут необходимыми только на случай серьезной эпидемии. Что касается продукции животноводства, то достаточным будет использование санитарных знаков.
До устранения этих барьеров отраслям промышленности Сообщества приходилось ориентироваться в большей мере на свои национальные рынки, чем на континентальные.
В течение первых 25 лет существования Сообщества, гармонизация стала основным методом действий, позволившим достичь беспрецедентных результатов в установлении единых правил в рамках Сообщества.
Однако со временем выявились недостатки такого метода и стало ясно, что подлинно единый рынок не может быть создан к 1992 году на основе применения Договора об учреждении ЕС.
В частности, практика включения в директивы подробных технических спецификаций привела к тому, что они из-за необходимости единогласия в Совете стали приниматься с опозданием. Вследствие этого в тех областях, где препятствия в торговле связали с различиями в национальных правилах, применение которых оправдывалось соображениями охраны здоровья и обеспечения безопасности жителей, защиты интересов потребителей и окружающей среды, гармонизация законодательных положений должна будет ограничиваться установлением основных требований, которым должны отвечать товары, подлежащие  свободному обращению в рамках Сообщества. Технические спецификации, которым должны соответствовать товары по законодательству, должны определяться европейскими нормам, выработанными Европейским комитетом по стандартизации (CЕН) или - по электротехническим товарам и строительным материалам - отраслевыми организациями, занимавшимися стандартизацией, как, например, СЕНЕЛЕК, решения в которых принимаются квалифицированным большинством голосов.
Таким образом, со времени создания союза и во времена его становления страны-участники пришли к выводу о создании новой модели регулирования отношений,  что в последствии привело к созданию Нового подхода.
Новый Подход является инновационной методикой для содействия гармонизации продукта, устранения технических барьеров в торговле и обеспечения свободного передвижения товаров в странах ЕС. Проще говоря, гармонизация продукта способствует экономической эффективности и свободной торговле. Таким образом, Новый Подход сыграл ключевую роль в развитии Единого рынка для Европейского Союза. 
Новый Подход вводит четкое разделение ответственности между законодательными органами Европейской Комиссии (ЕК) и Европейскими органами стандартизации.  Главными органами стандартизации являются: Европейский Комитет по стандартизации (CEN), Европейский Комитет по электротехнической стандартизации (CENELEC), и Европейский Институт по стандартизации телекоммуникаций (ETSI). Соответственно, их функции делятся следующим образом:
•    Директивы ЕС устанавливают "необходимые требования" для охраны здоровья и безопасности, применимые для продуктов, размещенных на рынке.
•    Европейские органы по стандартизации разрабатывают соответствующие технические спецификации, отвечающие основным требованиям Директив. Соответствие данным гармонизированным стандартам создает презумпцию соответствия этим основным требованиям.
Новый Подход основывается на нескольких ключевых принципах:
•    Четкое разделение между законодательством ЕС и Европейской стандартизацией.
•    Законодательство ЕС (директивы) ограничивается основными требованиями в отношении здоровья и безопасности для товаров, которые будут реализовываться в странах ЕС.
•    Задача по разработке соответствующих технических спецификаций полностью доверена органам по стандартизации.
•    Продукты, производимые  в соответствии с гармонизированными стандартами, считаются соответствующими основным требованиям безопасности.
•    Стандарты являются добровольными, не обязательными.
•    Альтернативные средства на соответствие основным требованиям допускаются при условии доказательств соответствия, предъявляемых производителем.
•    Стандарты должны предоставлять гарантию безопасности в отношении необходимых требований, установленных в Директивах.
•    Органы государственной власти также несут ответственность за соответствие требованиям защиты населения на своей территории, через такие средства, как надзор за рынком.
•    Условия по безопасности требуют от стран-членов предпринятия всех соответствующих мер для изъятия опасных продуктов с рынка.
В сравнении с предыдущими Директивами, имевшими очень подробные требования для конкретных продуктов, Новый Подход предлагает ряд преимуществ:
•    Он имеет дело с широкими категориями продуктов (т.е. машинное оборудование, игрушки, другие).
•    Он может охватить “горизонтальные риски”, такие как электромагнитная совместимость, которые действуют на один аспект нескольких видов продуктов, без необходимости рассмотрения конкретного продукта в деталях.
•    Он устанавливает более тесное сотрудничество между органами государственной власти и операторами рынка.
•    Он больше основан на полной гармонизации (замене несоответствующего национального законодательства) чем на выборочной гармонизации (которая создает серию двойных режимов).
Важно отметить, что предыдущие/другие Директивы на продукты остаются полностью действующими. Таким образом, любой продукт, который они охватывают, должен отвечать всем установленным ими требованиям.
Стандарты являются добровольными соглашениями в виде подробно расписанного документа, устанавливающие важные технические критерии для продуктов, услуг и процессов. Стандарты помогают обеспечить соответствие продуктов и услуг их назначению, являются сравнимыми и совместимыми.
Гармонизированные стандарты – это европейские стандарты, принятые органами стандартизации, такими как CEN, CENELEC или ETSI, в соответствии с мандатом Европейской Комиссии, после консультаций со странами-членами. Они разрабатываются в открытом и транспарентном процессе, основанном на консенсусе между заинтересованными сторонами.
Гармонизированные стандарты публикуются в официальном журнале Европейского Союза и, затем, переходят в национальные стандарты. Соответствие гармонизированным стандартам создает презумпцию соответствия основным требованиям безопасности установленных в Директивах. Это предоставляет ценную защиту производителей и расширяет возможности для процедур подтверждения соответствия. Однако, соответствие гармонизированным стандартам является добровольной процедурой и производители свободны в выборе других технических решений, соответствующих основным требованиям. Данное обстоятельство дает возможность развитию инноваций. Однако, в таких случаях, бремя по демонстрации соответствия ложится на производителя.
Если Комиссия или страны-члены решат, что гармонизированный стандарт в недостаточной степени соответствует необходимым требованиям, такой стандарт может быть отозван, согласно процедурам, установленным в Директивах. Этот факт должен быть опубликован в официальном журнале. В таких случаях, последующее соответствие стандарту больше не создает презумпцию соответствия.
Европейские стандарты разрабатываются по мере возникновения в них потребности отрасли промышленности, рынка и общественности. К примеру, отрасли промышленности может быть необходим стандарт для обеспечения возможности взаимодействия продукции или услуг. Стандарт может быть необходим для обеспечения гарантии честной конкуренции. Стандарт может потребоваться населению для улучшения качества продукта или услуги. Европейские стандарты также используются для продвижения соответствия Европейскому законодательству. На самом деле, большинство стандартов разрабатываются по ряду взаимосвязанных причин и для предоставления различных преимуществ разным группам заинтересованных сторон.
Просьба о разработке новых стандартов может исходить из различных источников, общественных либо частных. После выявления потребности и подготовки заявки, следующим шагом будет направление вопроса соответствующему комитету или рабочей группе. Европейские стандарты разрабатываются обычно в одном из трех европейских органов по стандартизации, перечисленных ниже:
•    Европейский комитет по стандартизации (CEN) работает по всем секторам, за исключением электротехнического и телекоммуникационного.
•    Европейский комитет по электротехнической стандартизации (CENELEC) имеет дело с электротехническим сектором.
•    Европейский институт по стандартизации телекоммуникации (ETSI) работает в секторе телекоммуникаций и радиовещания.
В целом, любая сторона, имеющая интерес или на которую стандарт может иметь воздействие, может сделать вклад в его разработку. Участие может иметь место на национальном уровне, путем влияние на работу через конкретных стран-членов, либо на европейском уровне.
Технические знания являются главным условием при разработке стандартов. Эксперты, задействованные в этом процессе, имеют обширный опыт в различных сферах, и выбираются из представителей промышленности, правительства, академических кругов, торговых и промышленных групп, неправительственных организаций и конкретных заинтересованных групп. Одним из основных операционных принципов Европейских органов по стандартизации является представительство экспертами, задействованными в разработке стандартов, различных интересов. Это гарантирует баланс и представление всех интересов. К тому же, это обеспечит принятие и широкое использование стандартов после их завершения и публикации.
Европейские стандарты являются мощным инструментом для повышения конкурентоспособности предприятий Европейского Союза. Они служат для защиты здоровья и безопасности граждан Европы и охраны окружающей среды. Стандарты предлагают технические решения проблем и способствуют торговле и сотрудничеству между странами-членами. Они помогают переносить и распространять технологии в интересах общественности. И, самое главное, они повышают эффективность политики ЕС по поддержке благосостояния потребителей, охраны окружающей среды, торговли и единого рынка.
Соответственно, Комиссия сотрудничает со всеми признанными органами стандартизации. Это помогает им интерпретировать и внедрять политику Сообщества и международные принципы. Иногда предоставляется финансирование и содействие для отдельных инициатив и исследований. К тому же, Комиссия способствует открытости, прозрачности и эффективности.

2.2 Текущее состояние Таможенного союза

В настоящее время в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза ЕЭП в области технического регулирования создана необходимая правовая база для создания единой системы технического регулирования, а именно приняты:
- Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер;
- Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного Союза;
- Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции.
- График разработки первоочередных технических регламентов ЕврАзЭС, который включает в себя разработку 38 технических регламентов.
В рамках Таможенного союза на стадии подписания находится проект межгосударственного Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования, который, по сути, будет законом о техническом регулировании трех стран.
Реализация данного Соглашения позволит ускорить интеграционный процесс в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС и ЕЭП, в части наделения Комиссии Таможенного союза полномочиями по:
- разработке и принятию технических регламентов ТС;
- разработке, утверждению и применению единых межгосударственных стандартов для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов ТС, в качестве доказательной базы;
- определению единых подходов, процедур, схем и форм оценки (подтверждения) соответствия;
- выработке единых подходов к системам аккредитации и контроля (надзора) на рынке;
- формированию единой информационной системы обмена информацией об опасной продукции.
Начата работа по формированию проекта Плана разработки технических регламентов Таможенного союза, основой при разработке которых будут служить национальные технические регламенты, гармонизированные с европейскими требованиями.
При этом для того, чтобы три страны перешли на единые правила и принципы технического регулирования по мере введения в действие технических регламентов ТС/ЕврАзЭС будут отменены национальные  технические регламенты, объекты регулирования которых совпадают с объектами технических регламентов ТС/ЕврАзЭС, а также прекращена разработка национальных регламентов Сторон, по которым идет параллельная работа на межгосударственном уровне.
Доказательной базой, для выполнения требований данных технических регламентов будут служить международные и межгосударственные региональные стандарты, а в случае если они еще не приняты лучшие национальные стандарты соответствующие международным требованиям наших стран.
С 1 июля 2010 года вступил в силу Единый перечень продукции подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов.
Продукция, включенная в Единый перечень, только один раз проходит процедуры подтверждения соответствия, на которую выдается сертификат соответствия или оформляется декларация о соответствии по единым формам. При этом данная продукция подлежит маркированию национальным знаком соответствия Сторон, на территории которого выдан сертификат соответствия или зарегистрирована декларация о соответствии.
Кроме того, принимаются меры по снятию давления на бизнес, через упрощение разрешительных процедур в отношении продукции, подлежащей санитарно – эпидемиологическому надзору путем определения перечня продукции подлежащей либо сертификации, либо декларированию соответствия с отменой выдачи на данные виды продукции санитарных и ветеринарных разрешительных документов.
По продукциям, подлежащим государственному санитарно-эпидемиологическому надзору сформирован Единый перечень товаров, отменяющий национальные перечни продукции, требующие обязательной гигиенической регламентации и регистрации и санитарно-эпидемиологической экспертизы, что в корне меняет действующую систему трех стран.
Выдача единых сертификатов и деклараций о соответствии на продукцию осуществляется органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Проводится работа по увеличению ответственности производителей и представителей путем выработки единых принципов гармонизации законодательств государств – членов Таможенного союза в части видов правонарушений и установления ответственности в сфере технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
Взаимодействие в части метрологии в странах СНГ, в том числе и в государствах-участниках Таможенного союза, развивается в рамках Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, подписанного главами Правительств государств 13 марта 1992 года, а также в рамках других соглашений, заключенных на уровне Глав Правительств стран-участниц МГС и Руководителей национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации.
С целью создания единой системы карантинного фитосанитарного контроля на внешней границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза уполномоченными органами государств-членов таможенного союза разработана нормативная правовая база таможенного союза в области фитосанитарной безопасности и осуществляются мероприятия по переносу карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на внешнюю границу таможенного союза.
При этом основополагающим нормативным правовым актом в области фитосанитарной безопасности таможенного союза является Соглашение таможенного союза о карантине растений.
С целью реализации Соглашения разработаны нижеследующие документы, регулирующие вопросы проведения государственного фитосанитарного контроля (надзора) при ввозе, вывозе и перемещении подкарантинной продукции на территории таможенного союза:
1) Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза;
2) Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза;
3) Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза.
Принятые нормативные правовые документы в области фитосанитарной безопасности позволят Сторонам создать единую систему фитосанитарной безопасности таможенного союза и проводить согласованную политику в области применения карантинных фитосанитарных требований и мер.
Для обеспечения охраны территории таможенного союза от ввоза и распространения болезней животных, в том числе общих для человека и животных, а также продукции, не соответствующей ветеринарно-санитарным требованиям уполномоченными органами государств-членов таможенного союза на Правительственном уровне подписано Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам и ратифицировано Республикой Казахстан.
Данное Соглашение направлено на регулирование отношений между государствами-членами таможенного союза в области ветеринарии в части осуществления ветеринарного контроля проведения совместных проверок предприятий третьих стран, а также проведение  совместных и эффективных действий, направленных на недопущение вспышек особо опасных болезней животных, включенных в список Международного эпизоотического бюро, при торговле животноводческой продукцией, живыми животными и сырьем животного происхождения.
В реализацию данного Соглашения и в целях проведения согласованной политики в области применения ветеринарно-санитарных требований и мер с 1 июля 2010 года решением Комиссии таможенного союза введены в действие, ниже перечисленные документы:
1. Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю;
2. Единые ветеринарно-санитарные требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю;
3. Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза;
4. Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю;
5. Единые формы ветеринарных сертификатов.
Для обеспечения согласованных действий уполномоченных органов Сторон, а также рассмотрения вопросов, возникающих при реализации политики в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер при Комиссии Таможенного союза функционирует Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

2.3    Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз

Сильные стороны:
создана первичная нормативно-правовая база, устанавливающая основные положения по созданию и функционированию системы технического регулирования применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в таможенном союзе;
наличие единой базы нормативных документов на межгосударственном и на национальном уровне;
политическое понимание необходимости создания единого рынка;
наличие Информационного центра созданного в рамках Всемирной торговой организации (далее - ВТО), обеспечивающего доступ к информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия, существующих в каждой стране;
наличие инфраструктуры национальных систем технического регулирования и обеспечения единства измерений;
наличие систем государственного контроля на национальном уровне;
технологическая общность производственного потенциала;
наличие эталонной базы и участие в международных сличениях.

Слабые стороны:
недостаточный уровень гармонизации национальных нормативных документов с международными требованиями;
устаревшая нормативно-техническая документация на межгосударственном уровне;
различия национальных законодательств Сторон;
недостаточность опыта разработки технических регламентов и их практического внедрения;
различие инфраструктуры и подходов оценки (подтверждения) соответствия;
неэффективность системы государственного контроля и наличие дублирования их между органами государственного контроля;
недостаточная вовлеченность бизнеса в процесс функционирования Таможенного Союза;
недостаточность информационного обмена по техническим барьерам в торговле и санитарных, фитосанитарных мер;
слабая техническая оснащенность и низкая модернизация испытательных лабораторий и метрологических служб;
отсутствие признания результатов аккредитации и оценки соответствия на международном уровне;
не соответствие большого количества предприятий,  работающих в сфере производства животноводческой продукции международным ветеринарно-санитарным требованиям, предъявляемым к предприятиям, осуществляющим заготовку, убой, хранение, переработку, реализацию, транспортировку, утилизацию и уничтожение продукции и сырья животного происхождения.

Возможности:
свободное перемещение товара на территории Таможенного союза и стимулирование экономической активности и кооперации предприятий Сторон;
укрепление позиции Сторон в международных торговых отношениях;
создание инфраструктуры для производства качественной и конкурентоспособной продукции;
создание условий для упрощенного доступа на внешние рынки продукции Сторон;
ограничение доступа на территорию Таможенного союза некачественной и опасной продукции;
повышение метрологической независимости от зарубежных стран;
международное признание результатов аккредитации в области оценки соответствия;
формирование единых принципов и подходов в системе государственного контроля;
создание единого информационного пространства;
снижение административных барьеров в международной торговле подкарантинной продукцией;
обеспечение проведение  совместных и эффективных действий в области фитосанитарной безопасности, направленных на предотвращение заноса и распространение карантинных объектов (карантинных вредных организмов);
применение единого порядка фитосанитарных требований и мер.

Угрозы:
риск  принятия, не консолидированного решения;
производство неконкурентоспособной продукции вследствие несовершенной системы технического регулирования и метрологии;
невозможность реализации завышенных требований по отношению к потенциальной возможности промышленности Сторон;
установление жестких требований к продукции и высокие издержки при практической их реализации по отдельным показателям;
риск обращения и поступления опасной продукции на территорию Таможенного союза и занесения или самостоятельного проникновения, в том числе из третьих стран или из карантинной зоны карантинных объектов (карантинных вредных организмов);
риск поступления на рынок Таможенного союза некачественной продукции;
риск оборота контрафактной и нелегальной продукции на территории Таможенного союза;
риск увеличения обманной практики потребителя;
увеличение риска ввоза и распространения карантинных объектов (карантинных вредных организмов), а также новых видов опасных  вредителей  и возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным) и фитосанитарным требованиям;
    увеличение карантинных фитосанитарных зон на территории Таможенного союза;
    применения неправомерного использования ветеринарных и фитосанитарных мер в качестве протекционистского средства.   

2.    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ

С учетом международного опыта и анализа сильных сторон и возможностей в рамках Таможенного союза посредством применения инструментов технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер необходимо создать систему, обеспечивающую высокий уровень безопасности и качества продукции и ее беспрепятственное перемещение на территории трех стран.
Для этого необходимо вовлечь и консолидировать имеющиеся научные, производственные и финансовые ресурсы.
Вместе с тем, нельзя упускать из виду очевидные слабые стороны, как отдельного участника Таможенного союза, так и вместе взятых. Поскольку принятие неэффективных и несогласованных мер по развитию системы технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, могут создать угрозы, которые приведут к необратимым последствиям и отрицательно скажутся на дальнейшем экономическом развитии Таможенного союза.
Для формирования Единого экономического пространства с унифицированными правилами обращения товаров (работ, услуг), в том числе с третьими странами, и предотвращения бессистемных и непоследовательных действий Сторон, настоящей Стратегией на среднесрочный период определены стратегические направления, определяющие перспективы Таможенного союза в области технического регулирования, применения санитарных и фитосанитарных мер.

Цели Стратегии:

1. Обеспечение безопасности взаимопоставляемой и импортируемой продукции из третьих стран;
2. Свободное перемещение товаров в странах Таможенного союза и создание условий для развития торговли с третьими странами.

Задачи Стратегии:

1. Административное устройство системы технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
2. Выработка единого механизма формирования требований к продукции и к оценке ее соответствия в процессе производства и обращения товара;
3. Гармонизация законодательства Сторон в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, в том числе в части установления ответственности за правонарушения;
4. Гармонизация нормативно-технических документов (т.ч. в области энергоэффективности, энергосбережения, инноваций и т.д.) с международными требованиями;
5. Обеспечение необходимого уровня санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности;
6. Определение единых подходов к формированию системы аккредитации;
7. Либерализация подходов государственного администрирования;
8. Формирование единых информационных ресурсов в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
9. Установление единого механизма финансирования работ в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

3.    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ

Понимая причины существования технических барьеров и признавая глобальную эквивалентность законодательных целей Сторон в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, в основу перспективной политики Таможенного союза взяты следующие принципы:
- единый подход формирования системы технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
- единое консолидированное мнение и научное обоснование при разработке и принятии технических регламентов Таможенного союза;
- гармонизация требований к продукции с международной практикой для обеспечения свободного перемещения товаров и услуг;
- прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты, взаимосвязанные с техническими регламентами Таможенного союза;
- исключение разработки национальных стандартов на объекты региональной (межгосударственной) стандартизации в признанных приоритетных направлениях;
- обеспечение единства измерений в соответствии с современными тенденциями развития мировой экономики;
- гармонизация правил и процедур оценки соответствия;
- взаимное признание результатов работ по аккредитации, основанных на международных подходах определенных международными организация по аккредитации ILAС/IAF;
- обеспечение эффективного надзора и контроля за качеством продукции и услуг, с учетом, применения системы управления оценки риска;
- обеспечение фитосанитарного и ветеринарного благополучия;
- предотвращение распространения карантинных объектов (карантиных вредных организмов), возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.

4.    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ

4.1 Техническое регулирование

Фундаментом создания и функционирования единого рынка Таможенного союза является свободное перемещение товаров. Наличие в международной торговле технических барьеров создает препятствия как для выхода продукции Сторон Таможенного союза на внешние рынки, так и для доступа отечественных потребителей Сторон к зарубежным продуктам. Механизмы ликвидации технических барьеров в торговле базируются на взаимном признании результатов оценки соответствия, что в свою очередь может быть обеспечено только в результате технической гармонизации.
Такая гармонизация достигается наличием современной системы технического регулирования, соответствующей общепризнанным международным нормам и правилам ВТО и международных организаций по стандартизации (ISO, IEC и т.д.). Основными составляющими системы технического регулирования является стандартизация, оценка соответствия, метрология, аккредитация органов по оценке соответствия.
Для реализации поставленных задач и достижения целей Стратегии Стороны должны построить управленческую систему соответствующую текущему моменту и требованиям экономического развития. Эта должна быть не разовая акция, а курс, который Стороны должны придерживаться, так как это вопрос об адекватности системы управления процессами в условиях перемен которые происходят в рамках Таможенного союза.
Поскольку государственный сектор становиться синонимом неэффективности, поэтому  многие передовые страны позаботились о создании негосударственной саморегулируемой структуры управления и данный подход должен быть взят за основу формирования инфраструктуры, обеспечивающей безопасность и качество продукции и свободного ее обращения в рамках Таможенного союза.
Сложившиеся отношения между участниками рынка постсоветского периода еще не в полной мере отвечают современным механизмам регулирования рынка.
В связи с чем, сегодня в рамках Таможенного союза необходимо радикально пересмотреть классическое мировоззрение, сформированное во взаимоотношениях государства и бизнеса, с применением инструментов, связанных с упрощением административного воздействия на рынок и повышения ответственности производителя (поставщика) продукции посредством:
- обеспечения прослеживаемости производителей (поставщиков) продукции, то есть установление института обязательного определения заводом изготовителем представителя (дилера) для несения ответственности перед потребителем на территории страны размещения продукции;
- установления на законодательном уровне четкого разграничения ответственности между производителем и поставщиком продукции;
- страхования ответственности производителей (поставщиков) продукции.
Реализация данных мер позволит снизить административное давление на бизнес путем сокращения номенклатуры объектов, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия, в тех областях, где имеются незначительные риски, при этом сфокусировать инструмент сертификации на потенциально опасной продукции.
Учитывая различные подходы к созданию технического законодательства Сторон необходимо установить четкий механизм планирования технической политики с определением ограниченного перечня объектов, которые подпадают под обязательную регламентацию, применяя опыт ЕС в рамках Нового подхода.
Разработка технических регламентов должна осуществляться с учетом принципов ВТО, научно-обоснованных данных и баланса интересов государства в части обеспечения безопасности и бизнес-сообщества в части конкурентоспособности.
Применение технических регламентов должно сопровождаться комплексом мер по безболезненному и эффективному их использованию участниками рынка с учетом защиты внутренних интересов Сторон Таможенного союза.
Основным локомотивом и движущим элементом, обеспечивающим выполнение требований технических регламентов, должна стать стандартизация, предоставляющая различные пути и возможности создания конкурентоспособной продукции и мотивировать к развитию инноваций, исключая применение устаревших технологий.
При формировании единых стандартов Таможенного союза должен действовать принцип преимущественного положения стандартизации Таможенного союза по сравнению с национальной. В соответствии с этим принципом Стороны обязаны исключать разработку собственных стандартов, если в данной области ведутся работы на уровне Таможенного союза.
Для этого при Комиссии Таможенного союза необходимо создать единый орган с целью создания системы единых стандартов для Таможенного союза. В целях форсирования процесса по формированию единой базы взаимосвязанных стандартов с техническими регламентами Таможенного союза необходимо максимально использовать опыт и действующую платформу Межгосударственного совета по  стандартизации, метрологии и сертификации. 
При этом Сторонам необходимо создать национальные органы по стандартизации, которые на национальном уровне будут обеспечивать развитие новых направлений стандартизации на основе анализа потребностей рынка и заинтересованности Сторон.
Таким образом, в рамках Таможенного союза будет создано развитое техническое законодательство в области стандартизации, основанная на международных, межрегиональных и лучших национальных стандартах Сторон.
В целях преодоления технологического отставания промышленности Сторон в приоритетных отраслях разработка единых стандартов и практическое их внедрение должна осуществляться межгосударственными техническими комитетами, в состав которых должны входить максимальное число заинтересованных сторон: представители промышленности, науки, бизнес-сообщества и государства.
Деятельность данных технических комитетов не должна ограничиваться реализацией только внутренних потребностей Сторон таможенного союза, опыт которых необходимо направить также на развитие международной стандартизации, что в дальнейшем даст значительный эффект для отраслей экономики Сторон.
В целях создания благоприятных условий для свободного обращения безопасных товаров и существенного ограничения административного вмешательства в размещении товаров на рынке необходимо сформировать единые подходы при проведении оценки и подтверждения соответствия продукции.
Для этого Сторонам важно сосредоточить усилия для обеспечения эквивалентности действующих систем оценки соответствия путем выработки общих принципов, критериев и требований. Одновременно с этим создать предпосылки перехода на модульный подход, который обеспечит  применение модулей для различных стадий процедур оценки соответствия, установление единых критериев их использования и назначения нотифицированных органов по подтверждению соответствия.
Данный подход, позволяет формировать множество сочетаний модулей и, таким образом, увеличить количество схем подтверждения соответствия, из которых можно выбрать схему, адекватную уровню возможного риска причинения вреда конкретной продукцией.
Осознавая задачу обеспечения предпринимательства свободой действий необходимо сократить операционные издержки бизнеса, связанные с сертификацией продукции путем полномасштабного развития декларирования.
Следующим важным аспектом, связанным с успешным завершением процесса интеграции Сторон в международную экономическую коалицию должна стать аккредитация, как мощный и признанный инструмент контроля безопасности и качества продукции и одновременно с этим структура, которая снизит издержки внутреннего оборота товаров в рамках Таможенного союза, а так же экспорта за его пределы.
Для этого необходимо последовательно провести реструктуризацию всех элементов системы аккредитации с переосмыслением их целей, задач, методов и требуемых результатов, при этом создав предпосылки образования регионального механизма участия в мировых процессах по вопросам оценки соответствия.
Стороны должны стать активными участниками интеграционных процессов в области аккредитации путем создания национальных органов по аккредитации, функционирующих по единым правилам и осуществляющих аккредитацию по единым международным стандартам. При этом данные органы по аккредитации должны вести постоянную работу по освоению новых областей аккредитации, и самое главное по тем направлениям, которые необходимы бизнесу для выхода на международные рынки.
Наступательные и последовательные действия данных национальных органов по аккредитации позволят провести работу по созданию региональной Ассоциации по аккредитации, объединяющей их, и в дальнейшем признания ее в ILAС/ IAF.
Обеспечивая финансовую стабильность субъектов аккредитации, используя при этом широко известный инструмент страхования, необходимо возложить солидарную ответственность на сертифицирующие организации за причинение вреда продукцией прошедшей сертификацию. Данное положение позволит увеличить внимание сертифицирующих организаций на точную и объективную сертификацию.
Выстроив действенную систему аккредитации, необходимо внедрить систему нотификации согласно международной практике европейских стран. Система нотификации должна стать своего рода «ситом» обеспечивающим фильтрацию отрицательных элементов торговли, а именно недоброкачественной продукции производящей на территории союза так и импортируемой извне.
С развитием экономики Сторон также существенно возрастает потребность участников Таможенного союза в различных средствах измерений,  повышении их точности, обеспечении прослеживаемости и достоверности  результатов измерений.
В целях формирования единых подходов в области единства измерений в рамках Таможенного союза целесообразно взаимодействовать в рамках действующих соглашений в области обеспечения единства измерений на территории Таможенного союза путем гармонизации законодательств Сторон, в том числе и сферах государственного метрологического контроля (надзора).
В связи с тем, что на сегодняшний день у Сторон функционируют различные системы надзора за рынком в целях обеспечения эффективной защиты таможенного пространства от небезопасной и некачественной продукции необходимо разработать единую систему надзора за рынком гармонизированную с международными требованиями, включающую, гармонизацию законодательства и нормативной базы. 
Основным механизмом достижения эффективности надзора за рынком будет создание и функционирование Единой информационной системы по оповещению об опасной продукции, а также тесное взаимодействие таможенных органов со службами надзора за рынками Сторон.  
Обеспечение взаимодействия таможенных органов со службами надзора за рынком в области технического регулирования должно осуществляться путем интеграции Единой информационной системы по оповещению об опасной продукции с базой данных импортной и экспортной продукции таможенных органов.
Для реализации поставленных задач по достижению единства в системах надзора Сторон также необходимо разработать единый учебный модуль подготовки и повышения квалификации государственных инспекторов, гармонизированный с международными требованиями и сформировать единые подходы по установлению ответственности за правонарушения в области технического регулирования.

4.2 Ветеринарные и фитосанитарные меры

С целью охраны территории от занесения или самостоятельного проникновения из третьих стран или из карантинной зоны карантинных объектов (карантинных вредных организмов), а также от ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным) и фитосанитарным требованиям необходимо принять ряд мер.
Мероприятия:
проведение анализа фитосанитарного и  ветеринарно-санитарного рисков;
создание единого перечня карантинных объектов Таможенного союза и единых карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции;
предотвращение завоза на таможенную территорию Таможенного союза и распространения на ней карантинных объектов (карантинных вредных организмов), а также  возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных и товаров (продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным) и фитосанитарным требованиям;
своевременное информирование о случаях обнаружения и распространения карантинных объектов (карантинных вредных организмов) на территориях своих государств и о введении ими временных карантинных фитосанитарных мер;
    усиления государственных мероприятий по охране территории Таможенного союза от проникновения карантинных вредителей, ликвидации их очагов внутри таможенной территории Таможенного союза;
    проведение научных исследований в области карантина растений;
    опубликование информации о карантинном фитосанитарном состоянии территорий государств-членов Таможенного союза;
ведение принципов деления территории на зоны (регионализация) при регистрации заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.

4.3 Санитарные меры

Санитарно-противоэпидемические мероприятия должны быть направлены на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, массовых пищевых отравлений и их ликвидацию.
Санитарные меры  проводятся в целях  обеспечения охраны таможенной территории таможенного союза от завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди населения, продукции (товаров), не соответствующей санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требования;
Стороны обеспечивают применение санитарных и  мер только в той степени, в которой это необходимо для защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, основываясь на принципах, имеющих достаточное научное обоснование, а также международных, региональных стандартах, предписаниях и (или) рекомендациях.
С целью эффективного применения санитарных мер на территории стран таможенного союза необходимо проведение следующих мероприятий:
- гармонизация законодательства государств таможенного союза в области санитарно-эпидемиологического благополучия по двухступенчатой структуре: 1) межгосударственные регулирующие положения (законы, положения); 2) региональное законодательство (законы, положения, служебные предписания).
- продолжить разработку  Единых  санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)  согласно Единого  перечня товаров; Единых форм документов, подтверждающих безопасность продукции с утверждением в Комиссии таможенного союза;
- разработка и применение единых форм и правил оценки соответствия методов испытаний (контроля и измерений) при оценке (подтверждении) соответствия продукции или связанных с требованиями к продукции процессов производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации;  реализация принципа «один стандарт, одно испытание, одна оценка соответствия или испытанный однажды принимается везде;
- создание единого межгосударственного аналитического центра для оперативного информационного взаимодействия по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия (о возможных поступлениях подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарным требованиям; о случаях обнаружения особо опасных инфекционных болезней и опасной для жизни и здоровья человека продукции), оценки факторов риска на территории стран-поставщиков продукции;
-  создание единой системы оценки факторов риска на предприятиях-товаропроизводителях с целью определения эпидемиологической значимости объектов и определения возможности уменьшения кратности санитарно-эпидемиологического надзора;
- укрепление материально-технической базы и модернизация лабораторий учреждений санитарной службы;
- совершенствование научно – обоснованных подходов к организации и проведению санитарных мер, взаимообмен последними научными достижениями;
 - гармонизация законодательной базы в отношении проводимых санитарных мер и санкций для повышения уровня ответственности товаропроизводителей, поставщиков;
- создание межгосударственной комиссии по проведению инспекционных проверок в целях соблюдения законодательства таможенного союза в области санитарных мер и охраны территории таможенного союза от ввоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), подконтрольных товаров, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормативам;
- совершенствование механизмов обеспечения условий, исключающих применение санитарных мер в протекционистских целях.
В случае если безотлагательное применение санитарных мер необходимо, а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может быть представлено в необходимые сроки, санитарные  меры в отношении определенных видов продукции могут быть применены наделенными полномочиями  уполномоченными органами государств на основе имеющейся информации, в том числе информации, полученной от соответствующих международных организаций, иностранных государств, информации о применяемых другими государствами соответствующих мерах или иной информации.

5.    СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО ВСТУПЛЕНИЮ В ВТО

Сторонами Таможенного союза  осуществляются меры, направленные на формирование и реализацию современной политики в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, обеспечивающей интеграцию Сторон в мировую экономику и их подготовка к вступлению в качестве равноправного партнера в ВТО.
По мере активизации работ по вступлению Сторон в ВТО становится явным необходимость интеграции в европейскую модель.
Основными документами, устанавливающими требования к странам-членам ВТО в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, выполнение которых являются обязательными в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле ВТО и Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер.
Реализация Соглашения ВТО по ТБТ состоит в том, чтобы технические стандарты и регламенты, а также процедуры оценки соответствия не создавали дополнительных препятствий в торговле. При этом страны-члены имеют право вводить подобные меры в целях охраны здоровья и безопасности людей или защиты окружающей среды в обоснованных случаях.
Применение технических регламентов и стандартов не должно приводить к дискриминации иностранных товаров в пользу отечественной продукции. Процедуры оценки соответствия товаров требованиям национальных стандартов также не должны служить инструментом дискриминации импортной продукции.
Например, в рамках ЕС, в частности, лишь вопрос безопасности и качества пищевых продуктов в цепи «от поля к столу» регулируется большим количеством европейских директив (около 160), которые необходимо учесть при формировании нормативной правовой базы Таможенного союза и создания эффективной конкурентоспособной экономики, путем разработки технических регламентов Таможенного союза в соответствии с международными стандартами.
Однако согласно Соглашениям ВТО по ТБТ международные стандарты должны разрабатываться открыто и прозрачно, и исключать возможность дискриминации, должны отвечать назначению, требованиям рынка, регулирующим положениям, требованиям научно-технического прогресса и не препятствовать конкуренции на рынках сбыта.
Для размещения продукции на рынке оценка ее соответствия должна быть построена на общепринятых нормах исключающих повторное проведение каких-либо мероприятий, создающих технические барьеры в торговле. Главным фактором, определяющим доверие страны-импортера, является техническая компетенция органов по оценке соответствия, оценивающих продукцию.
Независимо от используемого механизма принятия результатов оценки соответствия он в соответствии с соглашениями ВТО по ТБТ должен отвечать основополагающим принципам ТБТ, обеспечивающим открытость, отсутствие дискриминации и режим наибольшего благоприятствования.
Применение санитарных и фитосанитарных мер осуществляется в целях охраны жизни людей и животных или для защиты растений от рисков, связанных с различными добавками, токсинами или заболеваниями, которые могут присутствовать в пище, а также в целях защиты страны в случае попадания на ее территорию и распространения насекомых-вредителей. При этом разрешается вводить санитарные и фитосанитарные меры, имеющие под собой научную основу, но неприменяемые в качестве инструментом дискриминации против импортируемых товаров и в протекционистских целях.
В своей деятельности Стороны должны руководствоваться двумя основными приоритетами:
- обеспечение надежной защиты прав потребителей, безопасности их жизни и здоровья;
- защита интересов национальных экономик Сторон, обеспечение условий для повышения конкурентоспособности производителей.
На сегодняшний день политика Сторон по вступлению ВТО носит самостоятельный характер.
Подобная политика требует принятия соответствующих автономных решений, которые могут влиять на политику формирования единого экономического пространства в рамках Таможенного союза, а в дальнейшем и ЕЭП.
В этой связи становится не мене важным определение единых принципов Таможенного союза и согласованных действий при проведении переговоров.
Это обусловлено тем, что в соответствии с решениями принимаемых в рамках Таможенного союза Стороны исключают суверенное нормотворчество в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и создают единое нормативное правовое поле Таможенного союза.
Согласно исследованиям Экономического Комитета Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (далее – АТЭС) определено, что техническое регулирование дают АТЭС 0,26% прибыли от фактического валового внутреннего продукта (или около 45 миллиардов долларов США), тогда как прибыль от либерализации торговли (то есть, в результате сокращения тарифов) составляет только 0,14 % от фактического валового внутреннего продукта или половину от того, что достигается в результате мер по обеспечению торговли.
Исследования, проведенные экспертами Германии, Австрии и Швейцарии показали, что в масштабах национальной экономики совокупный эффект от проведения стандартизации составляет около 1% ВВП.
Следовательно, решения принимаемые Сторонами в рамках переговоров по вступлению в ВТО должны быть согласованы, и исключать вероятность:
- нанесения урона экономике Таможенного союза;
- изменения нормативного правового поля Таможенного союза с отрицательными последствиями хотя бы для одной из Сторон Таможенного союза.
Вступление одной из Сторон в ВТО на основе консенсуса в рамках Таможенного союза должно пониматься как соответствие системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, каждой из Сторон требованиям ВТО по ТБТ и СФС мерам.
Сторона Таможенного союза, вступившая в ВТО, не может устанавливать дополнительные требования в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер по отношению к вступающей Стороне Таможенного союза.
Членство в ВТО одного из участника Таможенного союза не дает привилегированного положения по отношению к другим участникам ТС не являющимся членами ВТО.

6.    ФИНАНСОВОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


В целях успешной реализации поставленных задач направленных на развитие системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер необходимо соответствующие финансовые средства, предусмотренные в едином бюджете Таможенного союза.
    Мероприятия, требующие финансирования из бюджета должны быть финансово - экономически обоснованы.
В целях реализации наиболее приоритетных и эффективных мероприятий, направленных на реализацию Стратегии дополнительное финансирование возможно путем привлечения помощи международных организаций и стран-доноров.
Создание единого информационного пространства на территории Таможенного союза является также одной из первостепенных задач в развитии системы технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, которая позволит в полной мере скоординировать действия Сторон по проведению согласованной политики в данной области, создать благоприятные условия для функционирования единого рынка, а также выявить пути и средства расширения таких возможностей, которые позволили бы Сторонам извлечь максимум выгоды из развития мировой информационной инфраструктуры.
При этом нельзя упускать из виду наработанный опыт Сторон по созданию информационного пространства и особенности его формирования, так как возможность вхождения каждой Стороны в мировое информационное пространство может быть различна.
В этой связи при формировании единого информационного пространства необходимо обеспечить интеграцию национальных информационных ресурсов Сторон с максимальным сохранением их информационных и технических основ и преемственность накопленного опыта Сторон и научно-технического задела.
Для этого необходимо выработать единый механизм осуществления информационного обмена на территории Таможенного союза путем создания правовых, экономических и технических условий для последующей кооперации в сфере информации и информатизации, регулирующих доступ к информации и обеспечение безопасности функционирования информационных систем.

7.    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешная реализация Стратегии должна способствовать обеспечению долговременного устойчивого роста экономик стран-членов Таможенного союза при ЕврАзЭС на основе диверсификации, модернизации экономики и создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта.
 

Лента новостей

ekaraganda.kz
ekaraganda.kz
Пользуетесь ли Вы услугами портала «Электронного правительства» РК при получении государственных услуг?
Архив опросов
17 марта 2013
Караганда Другие города
+1 °C
без осадков,ясно
С-В, 5 м/с
17 марта 2013
Доллар США   150.72
Евро   196.24
Российский рубль   4.91
© 2005-2012Официальный информационный портал акимата Карагандинской области
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Разработка и поддержка: Интернет-компания Creatida
Салоны кухонь. Кухни, стенки, столешницы
mydodyr.ru
Выгодно! Жесткий диск купить тут! Спешите! Огромный выбор, Приятные цены
sidex.ru
Программы туров. Туры по странам мира, путевки в дома отдыха и пр
balkan.ru